Таганрог истосковался по… юмору. Настолько тяжко ощущать себя постоянно в плену коронавируса и его непредсказуемых последствий, что поневоле хочется найти лекарство, способное вернуть нам оптимизм, хотя бы на чуть-чуть. Надежду вселял предстоящий день рождения Фаины Раневской, который Таганрог отмечает добрый десяток лет, с фантазией и традиционной преданностью таланту, вышедшему из нашего города. В честь землячки и общей любимицы возник оригинальный фестиваль под названием «Зонтичное утро». Занятно, что такое романтическое название, как и замысел его проведения, родились в недрах управления культуры администрации города - учреждения, более близкого к чиновничьему стилю, чем к романтическому. Но «Зонтичное утро» вышло в свет, прижилось, оно привлекает, завлекает, его ждут.
На этот праздник приезжали даже достопочтенные гости не только из Ростовской области, но и издалека. С удовольствием бродили по городу, где вокруг дома, где жила семья Фельдман, на всех перекрестках были представлены интересные и малоизвестные страницы из жизни актрисы, взявшей из любви к Чехову псевдоним « Раневская».
Ее поклонники целый день преданно таскали зонтики, потому что неизвестно, какой еще сюрприз преподнесет им Таганрог. Например, в парке на продолжении программы фестиваля именно зонтики стали входным билетом.
Но на этот раз ожидания оказались подорванными тем же коронавирусом, который наложил медицинское «вето» на массовые мероприятия, а значит, и на фестивальные городские шествия. Памятник великой и любимой актрисе у дома, где жила ее семья, остался без широкого внимания. Лишь парочка энтузиастов принесла к нему скромные цветы. Но, к счастью, эстафета «Зонтичного утра» не пропала, ее подхватил Художественный музей на Банковской площади. Сюда пришли самые истинные почитатели таланта Фаины Раневской - те, кого привлекла возможность отметить день рождения актрисы в музее, пусть даже в вынужденно сокращенном варианте, и кто предпочитает прямые контакты, а не «он лайн». И они не пожалели.
Во внутреннем дворике нового корпуса музея (бывшего банка) была создана атмосфера тех времен, в которых жила актриса. Гостей встречали любимые ею разноцветные зонтики. Фрагменты быта дополняли шляпки, сумочки, шарфы и шали, она их тоже обожала. И стало казаться, что Фаина забыла их дома и скоро вернется. В центре площадки стояла самая настоящая маленькая копия скульптуры Фаины Раневской, оригинал которой остался в гордом одиночестве у дома семьи Фельдман. Гостеприимство было обеспечено легким угощением - коктейлями.
Прежние рядовые банковские гаражи в новом художественном облике несли на себе фрагменты истории города - на них были нарисованы копии старинных открыток с видами старого Таганрога. Но двери гаражей оказались действующими участниками торжества. Они неожиданно открывались, и из них появлялись ведущий или музыкант. И даже тянуло полюбопытствовать, что еще за ними таится. В уголке «По городу Фуфы», как назвали Фаину друзья, а потом она и сама себя стала так величать, каждый посетитель мог сфотографироваться, чтобы потом гордиться тем, что он в Таганроге в Художественном музее отмечал день рождения Фаины Раневской.
Заключительной точкой необычного «зонтичного» торжества стали сценки, показанные группой артистов театра «Сад» (Содружество артистов Дона), которым руководит Валентина Псел. Они даже не рассказывали и не читали, а элегантно преподносили популярные фразы Фаины Раневской, оказавшиеся такими живучими в народе. Чередовали их с коротенькими историями о Раневской и ее творческих связях с поэтами, писателями и художниками. Было интересно, познавательно и, судя по улыбкам зрителей и аплодисментам, даже весело.
Но… мало. Хотелось все же фестиваля с прежним широким размахом, чтобы гулял весь город, веселился и таскал зонтики. Заслуженная известность актрисы и фестиваля не позволяет городу отступить назад от прекрасной фестивальной идеи. А с ней в одной связке и создание долгожданного музея Фаины Раневской. Дом, где жила семья Фельдман, а потом были квартиры, давно расселен, и ждет возврата городского, областного, бюджетного и общественного внимания к своему существованию.
В общем, Фуфа, мы о тебе скучаем, потому что ты для нас – это соединение таланта и умного юмора, чего сейчас так не хватает. Пожалуйста, пожертвуй сегодняшним юмористам хоть частицу твоего мастерства, примитивный стиль работы которых чаще всего ограничен девизом - «Пипл хавает». Далеко не все жители России относятся к такому «пиплу». Таганрог все подряд «не хавает».
Галина Ткаченко, член Союза журналистов России.