ТАГАНРОГСКИЙ ЖУРНАЛИСТ

Послесловие к юбилею. ТагЖур

Tulova4«Всех хочу обнять!»

Эти искренние слова Клары Евгеньевны Тузовой, актрисы Таганрогского театра им. А. П. Чехова, прозвучали под занавес юбилейного вечера в честь ее…  90-летия! «Спасибо, что пришли!» - она еще и еще раз посылала со сцены свою благодарность зрителям, которые уже после всего «программного действа» и утихшего моря аплодисментов еще долго стояли в приятной на редкость очереди с букетами цветов, чтобы выразить лично свою любовь к актрисе и ее разносторонним талантам. Они выражаются не только на сцене театра, где было сыграно почти 200 ролей, но и в отношении к людям, готовности передать свое мастерство и любовь к театру детям и молодым артистам, делающим первые шаги на сцене. Присущая ей мудрость выработала убеждения, помогающие жить, а не выживать: надо уметь радовать, радоваться, видеть красоту вокруг себя, не сдаваться и не поддаваться унынию, ведь жизнь прекрасна вопреки каким-то неудачам и временной творческой неудовлетворенности. И ее собственный пример – лучшее доказательство того, что всегда можно найти место применения своему таланту и силам, было бы желание .

Недаром гости – коллеги из Новошахтинского театра в своем красочном юбилейном поздравлении подметили : Клара Евгеньевна стала для них жизненным и творческим ориентиром после того, как увидели ее на конкурсе фестиваля «Браво», где она преподнесла спектакль-монолог «Материнское поле». Настолько всех поразили мастерство исполнителя, преданность театральному искусству, творческая активность и жизненная стойкость.

Не берусь как-то однозначно назвать то действо, которое увидели мы, зрители, в день огромного юбилея, но считаю, что нам очень повезло. Такое бывает крайне редко, да еще в провинциальных театрах. Это не рядовой юбилейный вечер, не типичное мероприятие с набором казенных поздравлений,  не  своего рода  корпоратив  для широкого круга любителей театра.  Это был оригинальный  юбилейный спектакль, поставленный театром с любовью,  уважением,  а  точнее,     с  искренним  почтением  к   его главной героине.  Все, что происходило на сцене, было для Клары Евгеньевны  сюрпризом,   готовилась  программа  и проходили репетиции  втайне  от нее. 

Tulova1Постановочный  принцип  незатейливый, но эффективный: от каждого по идее, от каждого объективный взгляд на эскиз будущего действа, чтобы сообща выделить лучшее и отбросить слабые  места.  Когда  же эскиз стал приобретать  четкие черты, к его осуществлению примкнули руководящие, организационные и административные силы, давшие «добро» задуманному.

И все же, главным действующим лицом спектакля стала Клара Евгеньевна. Она так  органично вошла в него, порой даже сомнение одолевало: неужели это  экспромт и совсем без репетиций? Да, экспромт, и без репетиций. Секрет простой: Клара Евгеньевна и в таких необычных для себя условиях показала , что она большая актриса и может справиться с любой ролью, в том числе и юбиляра. Со своей обычной искренностью она реагировала на все происходящее. Первичную скованность  ощущала только в самом начале,  когда  ее бережно  вывел на сцену  сам глава театра -  Сергей  Герт.  Но   быстро от нее  избавилась.     С подлинным  наслаждением слушала   великолепное пение  солистки  муниципального  ансамбля «Диво»   Ульяны  Карда,   и встала, аплодируя вместе со всем залом.  Хохотала,  когда  в  оригинальных нарядах  поднялись на сцену  коллеги из областных театров. Явно смущалась при чтении почетных грамот и поздравлений, словно говорила про себя: ну зачем уж так хвалить, неловко как-то… Подпевала и даже дирижировала, когда звучали песни. Закрывала глаза руками, чтобы скрыть навернувшиеся слезы в минуты видеопослания Владислава Ветрова. Сняла свою оригинальную шляпу, принимая почетные грамоты от руководства Союза театральных деятелей России и Ростовской области , с почтительным вниманием выслушала теплые слова главы администрации Таганрога Андрея Лисицкого.

Затем мгновенно переключилась на другую роль и кокетливо водрузила шляпу на место, к удовольствию зрителей. С детским любопытством наблюдала за действиями актеров театра, разыгрывающих сценку размышлений над тем, какой подарок сделать юбиляру. А когда они пустились в пляс, то казалось, что  и Клара Евгеньевна не сможет устоять и попытается войти в их круг. Медленно и изящно прошла к другому креслу в центре сцены, где уже все было подготовлено для исполнения монолога Фаины Раневской. В эту минуту, наверное, не один зритель повторял про себя: только бы не споткнулась, только бы не упала, все же 90 – это даже не 50…   Но все внутренние опасения оказались напрасными.

Tulova2Верным, тактичным, внимательным и очень уместным пажем стал для нее Владимир  Бабаев, успешно совмещая эти обязанности с ролью основного  ведущего. Отношение к Кларе Евгеньевне проявлялось в его глазах: почтительное внимание, прикованное к каждому ее движению, и явная симпатия к актрисе, вместе с которой пройдена в театре немалая  часть жизни.  Они отлично понимали друг друга. Чтение монологов стало подлинным торжеством ее таланта. Абсолютная тишина в зале. На голосе совсем не сказался солидный юбилейный возраст. Подаренный природой и отточенный старой школой сценического искусства, голос помогал донести до зрителя все оттенки замысла автора произведения. И даже почти шепотом произнесенные слова без микрофона были слышны всему залу.

Великолепный танцевальный номер подготовила мужская группа артистов театра. В нем было все, чтобы порадовать юбиляра: задор, темп, абсолютная синхронность и в заключение дружное «приземление» каждого на колено  – такой  благородный           мужской  жест. И стало видно, что есть в театре красивый сильный коллектив. И Клара Евгеньевна высоко оценила его старания.

Шли чередой улыбки, поздравления, поцелуи, цветы, которые продолжались до самого финала, когда все участники юбилейного спектакля вышли на сцену. Такое отношение без искренних чувств не сыграешь, фальшь проявится  непременно. Тут ее не было и в помине. И Клара Евгеньевна, едва сдерживая слезы, сказала, что такой творческий подарок  - бесценный и самый  лучший в ее жизни, и она хотела бы поблагодарить каждого и всех обнять.

В юбилейном поздравлении писателя и журналиста Виктора Волошина, пронизанном юмором, прозвучала такая мысль: «Клара Евгеньевна - заслуженная артистка России, но еще она – самый настоящий Почетный гражданин нашего города. Надеюсь, что имеющие уши да услышат».

Поинтересовалась личными  впечатлениями у Анастасии Устиновой - заместителя  руководителя театра по работе со зрителями, всегда приветливой и улыбчивой. И неожиданно услышала признание: « Да я плакала все два часа за сценой… Протру глаза, чуть приведу себя в порядок, выйду, если что надо вынести по ходу спектакля, возвращаюсь - и снова слезы одолевают». Удивляюсь:  «Почему? Казалось бы, радоваться надо успеху театра, а не огорчаться». «Не знаю,  почему-то не могла удержаться от слез. Наверное, это слезы радости от того, что мне повезло все это увидеть…»

Зрители, выходящие из зала, на диво были молчаливы. Словно боялись расплескать впечатления от встречи с удивительным человеком, прекрасным театром и городом, в котором живут такие чудеса.

TulovaTulova3

Галина Ткаченко, журналист

18 ТАГАНРОГСКИЙ ЖУРНАЛИСТ