ТАГАНРОГСКИЙ ЖУРНАЛИСТ

Театральная загадка. ТагЖур

CpektaklВстреча таганрогских журналистов с режиссером Николаем Елесиным проходила в рабочей театральной обстановке.

Столик для режиссера был установлен в центральном проходе зрительного зала. Представители СМИ разместились вокруг, нацелив на «героя дня» объективы своей фото- и теле – аппаратуры и микрофоны. Режиссер вздохнул и мужественно … отдался на «растерзание» заковыристыми вопросами. Но не тот случай. Цель встречи иная: познакомиться с будущей новинкой нашего театра, чтобы рассказать о ней своим читателям, зрителям, слушателям до премьеры , намеченной на 27 марта, к Международному дню театра.

У режиссера солидная творческая биография - 23 года работы в беспокойном и капризном театральном мире. Николай Глебович Елесин - главный режиссер Мичуринского драматического театра, окончил знаменитое Щукинское училище по курсу «режиссура драматического театра». Ставил спектакли, в том числе музыкальные, во многих театрах России. В Таганрог приезжал с театральными коллективами для участия в Чеховском театральном фестивале. Но в роли режиссера он здесь впервые. Так что, предстоит таганрогская премьера и для режиссера.

Почему же все-таки выбран «Небесный тихоход»? Старшее поколение помнит популярный не только в послевоенное время кинофильм, в котором играли известнейшие актеры - Николай Крючков, Василий Меркурьев, Фаина Раневская. Но путь его к зрителям оказался непростым. Сталин назвал фильм безыдейным и пустым, не нужным в тяжкое время, которое переживала страна. Возможно, благодаря именно Фаине Раневской фильм все же дошел до зрителей. После того, как его раскритиковали, она выступила в защиту «Небесного тихохода». И победило мнение, что людям для жизни нужна отдушина, и особенно в тяжкое время.

Кинофильм вышел на экраны в апреле 1946 года и стал одним из самых известных фильмов о военных летчиках. Замечательные песни композитора Соловьева-Седого не забыты и в наши дни. Пожалуй, нет ни одной семьи, в которой бы не знали песен «Потому что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу».

Затем «Небесный тихоход» завоевал сердца петербургских зрителей. В апреле 2005 года спектакль поставил театр «Буфф», осуществив идею композитора Соловьева-Седого о создании музыкальной комедии. Сам он не успел ее осуществить, творческую эстафету принял его ученик и друг, известный петербургский композитор Марк Самойлов . Спектакль создавался к 60-летию победы в Великой Отечественной войне, но прочно закрепился в репертуаре театра «Буфф», его признали и молодые зрители, не знакомые с кинофильмом, и пожилые. К 65-летию Великой Победы «Небесный тихоход» поставил режиссер Николай Елесин в Мичуринском драматическом театре.

И вот в юбилейный год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «Небесный тихоход» совершил « мягкую посадку» в Таганрогском Чеховском театре. Один из первых вопросов, волнующих журналистов: не возникнет ли у нас копия спектакля Мичуринского театра?

«Конечно, нет! Такого и быть не может,- пояснил режиссер. – Это совсем другой, оригинальный спектакль. Другой театр, другие исполнители. Новая сценография. Появились технические возможности, позволяющие показать «чудеса» на сцене, и мы стараемся их использовать». Режиссер признался, что работает над спектаклем так, словно вообще не ставил «Небесный тихоход».

Словом, нельзя, невозможно, да и не нужно пытаться сравнивать новый спектакль в Таганроге с кинофильмом или со спектаклями театра «Буфф» и Мичуринского театра. Сходство единственное: история основана на реальных событиях. Действительно существовала летная эскадрилья, базировалась она под Ленинградом на территории бывшего дома отдыха. И встретились летчики – «парни бравые» с «ночными ведьмами» из женской эскадрильи, расположенной неподалеку. Вот тогда-то и не устояла опрометчиво данная ими клятва: до окончания войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат».

Из каких слагаемых, по мнению режиссера, складывается надежда на успех спектакля? - Это хорошая музыка, хорошие музыкальные тексты, либретто, созданное большими профессионалами. Плюс четко организованная работа всего коллектива театра, заинтересованного в создании нового спектакля. И замечательный состав артистов театра.

Тут-то возникает главный вопрос, своего рода загадка: справится ли наш коллектив драматических актеров с постановкой музыкальной комедии, в которой больше десятка вокальных номеров

сопровождаются танцами? Николай Елесин не сомневается, и его доводы убедительны.

- Спектакль готовится не для оперного театра или театра музыкальной комедии, где требуются хорошие профессиональные голоса. Ваши драматические актеры, кстати, поют очень неплохо. Над танцевальными движениями работают настойчиво, у них прекрасный «тренер». В коллективе много молодых актеров, а у них есть главное: исполнительский азарт, увлеченность, стремление сделать лучше и еще лучше. Ощущается, что им близки по духу герои спектакля, их жизнелюбие, мужество и стойкость в сложнейших условиях войны , искренность и умение радоваться минутам отдыха. Жизнелюбие - ценнейшее качество, так необходимое и в наши дни.

А на сцене в это время своим чередом шла репетиционная жизнь. Там наши актеры – совсем не танцоры - осваивали строгий ритм особых движений, из которых сложится сценический рисунок, по сути, народного танца.

Каким будет спектакль? Ответ на эту театральную загадку сможет получить каждый зритель, который любит театральное искусство, понимает определенный риск при постановке необычного для нашего театра спектакля, готов порадоваться успеху и пожелать «почистить» промахи, неизбежные в новой работе, и, главное, для кого жизнь и любовь – не банальные, а близкие сердцу слова.

Галина Ткаченко

18 ТАГАНРОГСКИЙ ЖУРНАЛИСТ