ТАГАНРОГСКИЙ ЖУРНАЛИСТ

Свет "Волшебного фонаря". ТагЖур

 BurlakovaСны ей снятся театральные, иногда немного страшные. «Как будто сижу я в гримерке, и по трансляции передают: «Люся, твой выход!» А я без грима и без костюма...». Все-таки те 20 лет, которые она прослужила актрисой, дают о себе знать. А еще у нее за плечами — работа на телевидении: она член Союза журналистов России, сценарист и режиссер-постановщик нескольких фильмов, один из которых - «Истории об Истории» - вошел в число победителей III Донского фестиваля «Лазоревый цвет».

Что тут скажешь - талантливый человек талантлив во всем. Но есть призвание — оно одно на всю жизнь. И, как показала судьба Людмилы Бурлаковой, призвана она все-таки быть режиссером. Созданный ею театр, у которого уютное и таинственное название «Волшебный фонарь», и который вот уже десяток лет действует в СКЦ «Приморский», не единожды становился лауреатом и победителем различных фестивалей, а в 2015 году получил звание народного.


На счету коллектива не менее 20 спектаклей — как для взрослых, так и для детей. И если говорить о популярности, то лучше всего о ней свидетельствует такой факт: когда «Волшебный фонарь» приезжает на областной конкурс «Театральная весна», там его всегда встречает «свой» зритель. «Мы специально пришли, чтобы посмотреть ваш спектакль!» - это уже привычная фраза. Одним словом, есть хороший повод для беседы. И мы ее начали с традиционного вопроса, который задали главному режиссеру театра «Волшебный фонарь» Людмиле Николаевне Бурлаковой.


-Как появилась идея создать театр? После многих лет работы в качестве актрисы захотели реализовать себя в режиссерском амплуа?

-Говоря откровенно, никакого предварительного замысла не было. Вышло так, что по семейным обстоятельства мне пришлось оставить работу на телевидении. А какое-то время спустя снова пришлось искать работу, и я пришла сюда, в СКЦ «Приморский». Взяли на должность главного режиссера. У меня был написан сценарий для фильма о Чехове - «Искусство и теория воздухоплавания». В основу лег подлинный факт о встрече Антона Павловича Чехова со своими товарищами по гимназии — Волькенштейном и Вишневским. Один из них был известным адвокатом, другой — актером Художественного театра. И вот, придя в СКЦ «Приморский», я предложила — давайте поставим спектакль на основе этого сюжета. Татьяна Алексеевна Шабло, тогда она была директором СКЦ, меня поддержала. Я адаптировала сценарий с учетом того, что он будет реализован на театральной сцене. Привлекла актеров — как профессиональных, так и любителей. А уже потом артисты, участвовавшие в спектакле, предложили — давайте поставим что-нибудь еще. И вот уже 10 лет существует наш театр.

-Для любительского коллектива у вас, прямо скажем, обширный репертуар — больше двух десятков спектаклей. Они все и постоянно идут на сцене?

-Понимаете, поскольку коллектив любительский, его состав все время меняется. Кто-то завершает учебу в вузе и уезжает в другой город, кто-то женится, обзаводится семьей и оставляет сцену. Поэтому и у спектаклей разная судьба: одни существуют долго, у других жизнь короткая. Есть постановки-долгожители, например, детский спектакль «Ай да мыцык!» по пьесе Е. Чеповецкого. Мы его выпустили несколько лет назад, он идет с неизменным успехом. И хотя актриса, исполнявшая главную роль, уехала, окончив учебу, спектакль останется на сцене. Я сейчас как раз ввожу нового актера, и мы с этой постановкой планируем выступить на фестивале «Шолоховская весна».

Burlakova1-Расскажите о самых ярких и интересных постановках, которые уже получили свои заслуженные награды.

-Ну вот, например, спектакль «Цветы и...», в 2014 году получивший гран-при на фестивале «Театральная весна». В основу лег отрывок из произведения Кнута Гамсуна «Виктория». В нем идет речь об извечной теме любви, о многообразии ее содержания. Сценарий написала я, но главную смысловую нагрузку несут произведения известных поэтов. В постановку органично вплетаются стихи Маяковского, Цветаевой, Северянина, Джима Моррисона и других авторов. Особенность этой постановки в том, что в ее основе лежит пластическое решение.

Еще я бы упомянула спектакль «Рассказ змеи о том, как у ней появились ядовитые зубы» - по Леониду Андрееву. В 2016 году на фестивале «Театральная весна» этой постановке было присуждено первое место. Третье место, теперь уже в международном театральном фестивале, получил спектакль по пьесе Нины Садур «Ехай». Наверное, в каждой нашей постановке, удостоенной наград и признания, есть что-то значимое и особенное. Мы стараемся не ставить пустышек, проходных вещей.

-Это можно сказать и о спектакле «Санаторий «Вишневый сад» по пьесе Фридриха Дюрренматта «Физики», который недавно завоевал гран-при на фестивале «Театральная весна»?

-Дюрренматт — вообще автор сложный и неоднозначный, его ставить так же трудно, как, например, Брехта. Пьеса «Физики» была написана в 50-х годах, но, на мой взгляд, она актуальная и в наши дни, когда политические амбиции и экономическая корысть стали сильнее разума. В данном случае совпала гражданская позиция драматурга и гражданская позиция нашего коллектива. Мы убеждены, что мир сегодня необходимо возвращать в дом разума. Эту сверхзадачу, конечно, не решить одной постановкой в любительском народном театре. Но нам захотелось поговорить со зрителем на столь острую тему, предложить ему задуматься над тем, что происходит в окружающей нас действительности. И, судя по реакции аудитории, это нам удалось. Спектакль был хорошо принят на фестивале в Волгодонске. Его посмотрели жители Таганрога, работники ТАНТК им. Бериева — предприятия, с которым тесно сотрудничает СКЦ «Приморский». После премьеры было немало положительных отзывов в соцсетях. Один из зрителей написал, что такие глубокие, философские постановки в наше время редкость, их нужно обязательно смотреть.

-Но сегодня, как известно, во многих театральных действах преобладает чисто зрелищный, развлекательный подход. Это плохо или хорошо?

-Я думаю, что спектакль должен быть для всех. Его нужно делать так, чтобы интересно было и тем, кто пришел просто отдохнуть, и тем, кто ищет в постановке некий нравственный, духовный аспект. Тот же Дюрренматт, написав пьесу «Физики», которую никак нельзя назвать легкой и развлекательной, тем не менее, положил ее на детективный сюжет. Но у него этот прием - не столько приманка для зрителя, сколько повод затронуть нравственные и общечеловеческие проблемы.

-Как вы относитесь к режиссерским интерпретациям, когда постановщик привносит свое «я», иногда чрезмерно, в подачу драматургического материала? Вы профессиональная актриса, не появляется ли желание самой играть на сцене, чтобы привнести свое режиссерское «я» в постановки вашего театра?

-Каждый режиссер в большей или меньшей степени воплощает свое видение, свой особый творческий метод в свои постановки. Когда проходило обсуждение спектаклей на фестивале «Театральная весна», председатель жюри сказала, что, посмотрев нашу работу, она сразу узнала мой почерк. Что же касается моего участия как актрисы, то я не считаю себя настолько талантливым режиссером, чтобы ставить спектакли и в них самой играть.

-А выступить в качестве драматурга — таких замыслов нет?

-Я не драматург и не думаю им становиться, хотя сценарии пишу часто. Мне просто интересно это делать. Потребовалось, например, написать сценарий к Дню Победы, и я придумала такой сюжет:  радист объявляет о военных учениях, дело происходит в наши дни. И вдруг он слышит в наушниках голос — как будто кто-то из 1943 года сообщает: наша часть попала в окружение, координаты такие-то. То есть возникает такая живая связь времен. Мы эту постановку показали 9 мая на площади перед социально-культурным центром. Зрителей она тронула, многие даже плакали.

-И в завершение еще один традиционный вопрос: ваши творческие планы на будущее?

-Планы, конечно, есть, но я бы не хотела сейчас о них говорить. Замыслов много, и я надеюсь, что их удастся осуществить.

Вопросы задавала Виктория Скворцова.

На фото: Людмила Николаевна БУРЛАКОВА и актеры народного театра «Волшебный фонарь».

Фото Сергея Плишенко.

 





































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































18 ТАГАНРОГСКИЙ ЖУРНАЛИСТ