ТАГАНРОГСКИЙ ЖУРНАЛИСТ

Раз, и еще не раз… ТагЖур

IMG 3402Случайный разговор в автобусе поневоле привлек внимание, хотя для нас   не в новинку «подслушивать» чужие телефонные беседы, так как частенько они звучат довольно громко. О чем только не узнаешь, пока доедешь до своей остановки!  Причем, с подробностями, особенно в дни религиозных праздников, когда едут из церкви пожилые  люди. Например, сколько    яиц, яблок или литров воды возила в церковь, чтобы    их освятить, в какой длинной очереди пришлось для этого отстоять.  Иногда  докладывают и семейные подробности: еду на работу, отвез Катьку к бабушке, Катька ревела, но бабушка быстро ее успокоила. И т.д.…

 Но на этот раз разговор касался  дел… театральных. Современный смартфон позволял  окружающим слышать не только вопросы, но и ответы.

-  Давай сходим в театр.  Завтра «Небесный тихоход». Билеты мне   брат отдал, не может пойти.

-  Мы же с тобой уже видели этот «Тихоход».

-  Ну и что. Он же клевый. А на халяву-то чего не сходить.   Тем более, говорят, что    актеры поменялись: одни уехали, другие приехали.  Посмотрим, лучше стал спектакль или хуже.   Пойдем…  Ты же смотришь интересный фильм   несколько раз, а тут театр - там еще и красиво. Пойдем…

Не знаю, удалось ли уговорить подругу, автобус подъехал к моей остановке, и я вышла.  Но интерес к случайному разговору не покидал.  Хотелось, чтобы его финал был в пользу театра.  По своему опыту знаю, что вполне     можно посмотреть еще раз   этот спектакль, да и не только этот, разочарования бы не испытали.      

   Моя встреча с «Небесным тихоходом» состоялась…  трижды. В первый раз в театр привело профессиональное и зрительское любопытство.  Перед новым спектаклем   директор театра   Сергей Герт обычно проводит   пресс-конференцию, на которую приглашаются не только журналисты из действующих средств массовой информации, но и ветераны журналистики, интересующиеся   этой темой, и блогеры.  Он знает, что любая информация в газетах, по радио и телевидению может расширить круг    зрителей.  А сегодняшнее   поле публикаций    из-за интернета стало таким солидным, что    предсказать, где и каким эхом отзовутся   впечатления о премьере, невозможно. Поэтому принцип один: чем больше будет информации о новинках театра, тем лучше. Кто-нибудь где-нибудь увидит и заинтересуется.

 Пресс-конференция проходила в зрительном зале.  Столик для режиссера был установлен в центре между рядами.  На сцене проходила     репетиция.     Журналисты могли посмотреть, как шлифуются   танцевальные движения, послушать   песни и   задать вопросы   Николаю Глебовичу Елесину, который является главным режиссером Мичуринского драматического театра и ставит спектакли, в том числе музыкальные, во многих театрах России.  В Таганрог он уже приезжал со своим театральным коллективом для участия в Чеховском театральном фестивале, а в роли режиссера    был здесь впервые.  Встреча с ним проходила, так   сказать, в рабочей театральной обстановке.

Представителей СМИ, в основном, интересовало: справится ли наш коллектив драматических актеров с постановкой музыкальной комедии, в которой немало вокальных номеров, да еще сопровождающихся танцами?   У многих в памяти одноименный кинофильм, в котором играли известнейшие актеры – Николай Крючков, Василий Меркурьев, Фаина Раневская.   Путь этого «Небесного тихохода» к зрителям был сложным.   Его раскритиковали на самых верхних властных кругах как безыдейный и ненужный.  Но рассказывают, что многие выступили в защиту кинофильма, в том числе и Фаина Раневская.  И победило   мнение: людям нужна отдушина в жизни, особенно в тяжкие времена.  С 1946 года кинофильм стал успешно «шагать» по стране, а замечательные песни композитора Соловьева-Седого   - «Потому что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу» -  известны и в наши дни. 

0H7A5326В облике музыкальной комедии «Небесный тихоход» был поставлен в Ленинграде   театром «Буфф», и тоже нашел множество поклонников.  К   65-летию Великой Победы поставил спектакль   Мичуринский   драматический театр.  Но не стоит даже пытаться сравнивать другие  спектакли    с тем, что показывает   Таганрогский театр.  У них лишь одно сходство: история основана на реальных событиях военных лет.   Действительно под Ленинградом на территории бывшего дома отдыха базировалась   летная эскадрилья, и летчики - «парни бравые» встретились с «ночными ведьмами» из женской эскадрильи, расположенной неподалеку.  И тут не устояла   клятва летчиков: до окончания войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат».

 По мнению режиссера   сомнения журналистов в   вокальных и танцевальных возможностях таганрогских драматических актеров напрасны. Его доводы были убедительны:   

«Из каких слагаемых   складывается надежда на успех спектакля? – Это хорошая музыка, хорошие музыкальные тексты, либретто, созданное профессионалами.  Плюс четко организованная работа всего коллектива театра.   И замечательный состав артистов театра. Это не преувеличение.  Спектакль готовится не для оперного театра или театра музыкальной комедии, где требуются хорошие профессиональные голоса.  Ваши драматические актеры, кстати, поют очень неплохо. Они настойчиво работают над танцевальными движениями, для этого у вас есть отличный «тренер». Много молодых актеров, у них есть главное - исполнительский азарт, стремление сделать лучше и лучше. Ощущается, что им близки по духу герои спектакля, их жизнелюбие, мужество и стойкость в сложнейших условиях войны, искренность и умение радоваться минутам отдыха. А жизнелюбие – это ценнейшее качество, так необходимое и в наши дни».

После такой репетиции, конечно, захотелось пойти на премьеру. Там ощутила    радость двойную – от спектакля и от улыбок зрителей, которые явно разделяли мое отношение к «Небесному тихоходу».   А в третий раз пошла   в театр, когда к нам приехали гости - опытные журналисты из другого региона, видавшие многое и умеющие ко всему подходить объективно.      Они посетили музеи и, конечно, захотели хоть что-то посмотреть в нашем театре.  Как гид я пошла с ними и не пожалела.  Хотя и произошла некоторая замена    актеров, но я ее не заметила.  Спектакль, на мой взгляд, стал еще более отточенным.    Мои гости   искренне   полюбовались спектаклем и театром, и были рады, что удалось   его посетить.

Встречается, к сожалению, и другое отношение.   Однажды   у памятника Чехову   на городском мероприятии подошла к политическому деятелю местного масштаба   и спросила, почему он    так настроен против нашего театра?    Он ответил, что, по его мнению, в нашем городе вообще театр… не нужен. Я удивилась: «А вообще вы давно   бывали в нашем театре? Что вам так не понравилось?»  И услышала высокомерный   ответ: «Я предпочитаю МХАТ» …   Ну, не все же могут выбраться в   Москву в театр - и дорога, и стоимость билетов не каждому по карману, да и вкусы у людей разные.   Но, по-моему, такой человек    не поспешит в театр и будучи в Москве. Ему лишь бы воспользоваться моментом и свысока преподнести   себя как этакую столичную штучку.      

 Хорошо, что во   множестве журналистских встреч в Таганроге мне один такой человек попался.  А большинство горожан  умеют ценить то хорошее, что у нас в городе есть, в том числе    и Чеховский театр, который вместе с богатой историей города и отражением ее в многочисленных музеях достойно представляет лицо Таганрога.

Галина Ткаченко, член Союза журналистов России